В Лабинском музее лекторские занятия проводят учащиеся музейного кружка
В рамках реализации музейно-образовательной программы «Память» в Лабинском музее истории и краеведения практикуют как модификацию базовых форм культурно-образовательной деятельности, так и новационные подходы использования интерактивных методик. Ярким примером подобного комплексного подхода стала работа музейного кружка. В самой сути данного объединения, относящегося к традиционным формам музейной работы, предполагается значительная свобода действий с широким внедрением инновационных технологий. Это и включение посетителей в активную деятельность, и предоставление возможностей для выявления и развития творческих способностей личности.Культурно-образовательный проект «музейный кружок», являясь составной частью комплексной работы ЛМИК по введению подростков в музейное пространство и дальнейшему закреплению историко-культурной информации через вовлечение их в различные формы социально-культурного творчества, способствует преобразованию исторических знаний в нравственные позиции, нормы и принципы патриотического поведения.Деятельность музейного кружка (рук. научный сотрудник А.А. Шабардин) осуществляется по специально разработанной музейно-образовательной программе. Приоритетными задачами данного курса являются патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, построенное на изучении самого широкого спектра историко-культурного, природно-географического наследия лабинского региона. Программа имеет многоуровневый характер и строится на сочетании системы работы с предметами, явлениями, ситуациями, системой взаимоотношений людей. Такая разнообразная палитра способствует более глубокому погружению в отечественную историю, и на ее основе воспитанию исторического сознания, ядром которого является гуманистическая система ценностных ориентаций.Юные музейщики на занятиях кружка имеют возможность не только получать расширенные и углубленные знания по самому широкому спектру тем, но и знакомиться с материальными источниками времени (музейными предметами и предметами музейного значения, архивными документами), встречаются с очевидцами и участниками событий. Комплексная работа музейного объединения охватывает также и проведение историко-этнографических ученических экспедиций, походов по местам боев, сопровождающихся комплектованием фондов и практическими занятиями по музейной атрибуции; работой над совместными с научными сотрудниками исследованиями и подготовкой их публикаций. В ходе ученических походов по местам боев за перевалы Кавказа (Умпырский перевал; предгорная и горная зоны станиц Ахметовская, Чернореченская – районов базирования Упорненского партизанского отряда) научным сотрудником Шабардиным А.А. вместе с участниками музейного кружка был собран интересный документальный и фактологический материал, ставший основой исследовательских работ и ученических проектов. В 2015 году юные музейщики приняли участие в походах по местам боев на горных перевалах Кавказа и по партизанским тропам Упорненского отряда. В ходе туриады ребята участвовали в реставрации памятников защитникам Кавказа, возлагали цветы к подножьям обелисков, собирали предметы военного времени. По итогам экспедиций кружковцами была подготовлена серия научно-исследовательских работ, которые они презентовали перед своими сверстниками, на музейных лекториях. На одном из таких занятий, прошедшем 10 февраля в стенах Лабинского музея, юные лекторы с темой «Битва за Кавказ» выступили перед учениками 9 «Б» класса городской средней школы № 4. Свои выступления участники музейного кружка сопровождали демонстрацией предметов военной тематики, собранных ими в ходе военно-исторических экспедиций, а также выявленных в частных коллекциях в ходе поисковой работы или из музейных собраний. Знакомству с героическими страницами Великой Отечественной войны – обороне Умпырского перевала – посвятила свое выступление Яна Шабардина (9 «Б», СОШ № 4). В мае 2015 года девочка в составе туристической экспедиции совершила поход по местам боев за перевалы Кавказа. Вместе с участниками музейного кружка она участвовала в реставрации памятников защитникам Кавказа, собирала материальные источники военного времени (прострелянные гильзы, осколки мин и гранат), которые позднее были переданы в фонд Лабинского музея. Свое выступление Яна предварила исторической справкой о стратегической обстановке на Северо-Западном Кавказе периода августа – декабря 1942 г. Исследование было дополнено вновь открывшимися фактами бессмертного подвига защитников Умпырского перевала. 29 августа 1942 года небольшая горстка бойцов-минометчиков 174-го горно-стрелкового полка 20 горнострелковой дивизии подорвали себя вместе с окружившими их фашистами. Так геройски погибли командир отделения сержант Шутков В.Е., ефрейтор Васиков Ш.Х.и красноармеец Семяков В.М. Тему обороны Кавказа продолжили десятиклассницы Хуснутдинова Анастасия, Барабина Анастасия и Андриенко Анастасия (СОШ № 4). Они рассказали о трагических и героических страницах Упорненского партизанского отряда. Их исследование ставшее итогом краеведческой экспедиции, было исторически выверено, документально аргументировано архивными источниками из фондов ЛМИК. Особую трагическую нотку внесло знакомство с настоящими документами того времени: паспортом партизана В.В. Шевченко с прощальным письмом своим близким, написанным им накануне расстрела; Актом о казни упорненских партизан и др. Музейные мероприятия, организованные в сотрудничестве с юными лекторами, позволяют прикоснуться к бессмертному подвигу советского народа, открыть неизвестные страницы героической летописи Великой Отечественной войны, увидеть какая достойная смена растет у поколения победителей…Работа музейного кружка по большей части, базирующаяся на музейной тематике, с широким использованием музейных коллекций, значительно обогащает культурно-образовательную деятельность ЛМИК. Исходя из принципов преемственности и комплексности подходов, она способствует реализации основных положений программы «Память», расширению и углублению ее музейно-образовательных возможностей.
Юлия Кисленко,
старший научный сотрудник