МАЙСКИЕ ВСТРЕЧИ-БЛАГОДАРЕНИЯ В МУЗЕЕ МАЛЫШИ ИЗ ДЕТСКОГО САДА «ТЕРЕМОК» ПРИШЛИ НА ВСТРЕЧУ С ФРОНОВИКОМ ПАВЛОМ ШАРИНЫМ
Как рассказывать маленьким детям о войне? Как помочь ребенку прикоснуться к героической истории своей Родины и в тоже время не ранить душу маленького человека, сохранить его позитивное мироощущение? Задача сложная, тем более, что современные реалии стремительно меняют окружающую действительность.
Прикоснуться к ушедшему времени, ощутить дыхание истории помогают музейные собрания. Музеи, обладая достаточным культуросозидающим потенциалом, способны решать задачи формирования исторической памяти, воспитания гражданина и патриота.
Музей – это живая ткань эпох, где каждый экспонат несет важную экспрессивную, информационную нагрузку. В самой сути этих памятников прошлого заложен огромный воспитательный и образовательный потенциал. Знакомство с музейными экспозициями зарождает в детях интерес, любопытство: им хочется ощутить время, в котором существовал тот или иной предмет, узнать историю и легенду его бытования… Именно через интерес ребенка к культурному и историческому наследию своих предков, через багаж знаний о своей родине, а также через чувство сопричастности юного гражданина с тем общим культурно-историческим и природным пространством, в котором он живет, и зарождается чувство патриотизма, чувство гордости и любви к своей родине.
Музейные предметы – это молчаливые свидетели истории. И задача музея помочь приходящим в него детям научиться «читать» эту историю. В Лабинском музее свою работу с экскурсантами строят дифференцированно, с учетом возрастных психологических особенностей. Так в общение с малышами, ее организуют таким образом, чтобы как можно больше чувственных ощущений было включено в процесс восприятия экскурсионного материала. Ведь уже в самом раннем возрасте познание мира осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Музей же способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире. В музее понимают, что необходимым этапом развития интеллекта ребенка является манипулирование предметом, ибо осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.
Чувственная память является одним из важнейших сегментов человеческой памяти. У детей огромный эмоциональный отклик вызывает знакомство с экспонатами зала Боевой славы, где каждый предмет – это свидетельство одной из самых трагических и героических эпох в истории России. Затаив дыхание, дети перелистывают странички фронтовых писем, рассматривают пожелтевшие фотографии, держат в руках армейский бинокль, пробитую снарядом каску советского солдата, крутят диск старинного телефонного аппарата, марширую с красным знаменем Победы.
Важной составляющей музейной работы является организация встреч с участниками и свидетелями исторических событий. Привлекательность встречи с интересным человеком, как базовой формы культурно-образовательной деятельности музея, состоит в возможности непосредственного общения с незаурядной личностью. Так было и на тематическом мероприятии «Солдаты Победы», прошедшем в формате встречи воспитанников детского сада № 19 «Теремок» с ветераном Великой Отечественной войны П.А. Шариным. Малыши с большим интересом слушали рассказ убеленного сединами солдата о войне и фронтовых буднях. Беседа сопровождалась непосредственным знакомством детей с предметами военного времени из музейных собраний.
Подобные встречи с очевидцами ушедшего позволяют протянут живую ниточки памяти между поколениями дедов и правнуков. Они способствуют воспитанию патриотических начал в сознании наших детей. Ведь именно так, через чувство сопричастности юного гражданина с тем общим культурно-историческим пространством, в котором он живет, и зарождается чувство патриотизма, чувство гордости и любви к своей Родине.
Юлия Кисленко,
ст.н.с. Лабинского музея